- МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ
- показатель, характеризующий производительность (полезную работу в единицу времени) двигателя. По полноте учета потерь энергии двигателя выделяют конструктивную М.д. – при этом различают теоретическую (без учета потерь энергии в двигателе), индикаторную (с учетом только тепловых потерь), эффективную мощность, или мощность на рабочем валу двигателя (с учетом тепловых и механических потерь). По возможной нагрузке двигателя выделяют нагрузочную М.д., которая характеризуется нормальной мощностью (двигатель работает с наибольшим КПД), максимально кратковременной мощностью (развиваемой двигателем без угрозы аварии только короткое время) и максимально длительной мощностью (развиваемой двигателем без угрозы аварии длительное время). Эффективную максимально длительную М.д., называемую также паспортной мощностью, используют для характеристики применения двигателей. Фактическое использование двигателя характеризуют эксплуатационные мощности, к которым относятся установленная суммарная эффективная максимально длительная мощность всех двигателей, установленных на силовой станции; располагаемая – равная установленной за вычетом мощности агрегатов, находящихся в резерве и в плановом ремонте; пиковая – наибольшая мощность, развивавшаяся двигателем в течение изучаемого периода: средняя фактическая – мощность, характеризующая среднюю величину мощности, с которой двигатель работал определенный период (устанавливается делением количества произведенной энергии на время фактической работы двигателя); присоединенная – суммарная мощность присоединенных к двигателю или системе двигателей (силовой станции) потребителей энергии; резервная – мощность, остававшаяся неиспользуемой в данном периоде.
Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.